«Решительная манифестация протеста тысяч верующих перед зданием Министерства образования против запрета на ношение хиджаба школьницами и жесткое подавление акции силами правопорядка всколыхнули застойную тишь общественной жизни в стране», — пишет в своей статье, опубликованной ИА «Туран», доктор политологии Зафар Гулиев. «В течение уже долгого времени в стране действует запрет на несанкционированные властными структурами митинги и манифестации. Любые попытки проведения несанкционированных акций протеста уже в зародыше жестко пресекались силами правопорядка и общественность страны фактически уже отвыкла от шумных митинговых страстей в черте города. Действующий негласный мораторий на митинги уже почти никакие общественно-политические силы не отваживались нарушать: даже демократическая оппозиция в ходе выборной кампании, хоть и грозилась не раз, но так и не решилась на проведение какой-либо серьезной акции протеста. В этом контексте протестная акция верующих 10 декабря стала, по сути, самой многочисленной и серьезной за последние годы. Тысячная колонна манифестантов, перекрыв движение транспорта, совершила долгое шествие от бывшей гостиницы «Карабах» до здания Минобразования, и по пути активно скандировала «Свободу хиджабу!», «Хиджаб — наша честь». Акция словно застала врасплох и заставила сильно понервничать властные структуры, которые, опомнившись, бросили затем на её разгон внушительные отряды полиции особого назначения. В результате жестких мер полиции акция была разогнана, а десятки манифестантов задержаны и в отношении некоторых из них возбуждены судебные производства», отмечает он.
«Поводом для акции протеста верующих стал запрет на посещение школ учениц с покрытой головой. В течение последних нескольких недель вокруг этого вопроса кипели немалые страсти, родители и директора школ никак не могли достичь консенсуса и все были в ожидании вердикта свыше. Жесткое заявление министра образования Мисира Марданова в поддержку запрета на ношение школьницами хиджаба оказало, видимо, детонирующее воздействие на чувства верующих и побудило их к акции протеста. Оперативность проведения этой серьезной акции и ее организованный характер позволяют предположить, что ситуацией перманентного роста социального недовольства в стране (не только среди верующих) могут умело воспользоваться радикальные силы религиозного толка. Тотальное падение кредита доверия к самодовольной действующей власти и к «беззубой» демократической оппозиции в ситуации нравственного, правового и экономического кризиса способствует усилению роли и авторитета религии, что открывает возможности для канализации протестной энергии в религиозное русло. По сути, начинает постепенно сбываться то, что
1ab7
прогнозировали еще несколько лет назад многие отечественные и зарубежные эксперты: наблюдаемая девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада усилит происламские настроения в обществе и создаст почву для реальной активизации различных радикальных религиозных группировок в стране. Симптомы этого уже налицо. Вспомним, не так давно организованные властными структурами торжественные похороны национального героя Ровшана Ибрагимова фактически вышли из-под контроля и вылились в стихийный и чисто религиозный ритуал.
Отметим также, что своими неоправданно жесткими и зачастую противоправными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляют ситуацию и усиливают социальный спрос на активизацию подобных сил. Так, к примеру, кампания по закрытию или сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана через усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельность религиозных общин, не имеющих госрегистрацию, а также недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения — всё это только наращивает недовольство в обществе и содействует росту роли и авторитета самого ислама и различных религиозных сил. Вместе с тем, очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку только экстремистски настроенным радикальным группировкам, выступающим от имени исламской религии. Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в подполье, где контролировать его развитие и всплески будет крайне трудно и это может стать для самой власти вскоре основной «головной болью», резюмирует Гулиев.
В свою очередь главный редактор газеты «Ени Мусават » Рауф Арифоглу не считает, что страна находится в преддверии исламской революции. «Менталитет азербайджанцев и иранцев совершенно разный, просто верующие требуют, как и все остальные граждане стране защиты своих прав», сказал он.
Вместе с тем он считает, что власти совершили большую ошибку, вытеснив традиционную демократическую оппозицию из политической жизни страны. «Создался вакуум и конечно его кто-то должен наполнить и все могут воспользоваться этой ситуацией», сказал он. Другие аналитики считают, что США, России и Европе нужно срочно поговорить с властями Азербайджана о создании условий для политической деятельности демократической оппозиции. «Какие бы у этой оппозиции не были ошибки, но они были предсказуемы как для Запада, так и для России. Происламское движение в Азербайджане набирает обороты, и оно не может не настораживать», считают эксперты.
Добавить комментарий