Россия, США и Европа продолжают противостояние в области европейской безопасности

В уходящем 2010 году Россия, США и крупные европейские страны, такие как
Франция и Германия, продолжали мериться силами в вопросе европейской
безопасности. Отношения между этими тремя сторонами остаются сложными,
пока им трудно устранить имеющиеся стратегические разногласия, однако
благодаря смягчению общей ситуации с безопасностью они начали налаживать
контакты и сотрудничество в вопросе европейской безопасности.

Организация Североатлантического договора, в состав которой входят
США, Канада и большинство европейских государств, неизменно играет
ключевую роль в вопросе европейской безопасности. В ноябре в Лиссабоне
состоялся саммит альянса, на котором был принят стратегический документ,
посвященный программе развития НАТО в ближайшие 10 лет. В этом
документе четко написано: «НАТО не является угрозой для России и
надеется на установление с ней подлинного стратегического партнерства».
Альянс рассматривает создание европейской системы ПРО в качестве
«составной части коллективной безопасности» и стремится к сотрудничеству
с Россией.

Позитивно отреагировав на это приглашение, президент РФ
Дмитрий Медведев на лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО заявил, что
его страна согласна изучить возможность налаживания сотрудничества с
альянсом по программе создания ПРО в Европе.

Что касается афганской проблемы, то Россия согласилась расширить для
НАТО транспортный коридор через свою территорию и готова усилить
подготовку афганских специалистов в борьбе с наркобизнесом.

В официальных документах обеих сторон говорится, что в уходящем году
наблюдалась «перезагрузка» натовско-российских отношений, которые
переживали трудности после российско-грузинского конфликта,
произошедшего в 2008 году. Это считается «очередным символом» улучшения
связей России с западными странами после того, как в 2009 году началась
«перезагрузка» американо-российских отношений.

Несмотря на улучшение двусторонних отношений, сотрудничество по
делам безопасности между НАТО и Россией по-прежнему ограничено, до
установления настоящего взаимодоверия еще далеко. На стратегическом
уровне Россия надеется на изменение структуры европейской безопасности,
которой в настоящее время руководит НАТО. Д. Медведев в ноябре прошлого
года предложил новый проект Договора о европейской безопасности,
направленный на создание единого и неделимого политического и военного
пространства, которое охватит Северную Америку, Европу и Центральную
Азию. Однако западные страны и международные организации отнеслись к
предложению России индифферентно.

Кроме того, позиции Североатлантического альянса и России по
расширению НАТО на восток и вопросу Грузии, как и прежде, расходятся.
Члены альянса также по-разному относятся к России. 30 ноября в своем
ежегодном послании Д. Медведев предупредил, что в будущие 10 лет НАТО
должно достигнуть единства мнений с Россией по вопросу ПРО и создать
настоящий механизм совместной коорди
1f16
нации. Если стороны не смогут
достигнуть конструктивного соглашения, начнется новый раунд гонки
вооружений.

Состояние отношений между НАТО и Россией в огромной мере зависит от
состояния американо-российских отношений. В апреле США и Россия
подписали новый договор о ядерном разоружении, который считается
«основой» отношений между двумя странами, однако пока неизвестно, сможет
ли Конгресс США утвердить этот документ до конца текущего года. Это
создает определенные риски для двусторонних отношений.

США, Франция, Германия и другие страны, входящие в НАТО, не являются
верными союзниками в вопросе европейской безопасности. В начале этого
года ряд стран во главе с Германией открыто потребовал от США вывести
американское тактическое ядерное оружие из Европы, что вызвало
ожесточенные споры внутри Североатлантического альянса. В конце концов
НАТО приняло сбалансированные меры, заявив в своем стратегическом
документе, что стремится к денуклеаризации всего мира, но продолжит
поддерживать силы ядерного устрашения до тех пор, пока ядерное оружие
будет у других стран.

Франция, Германия и другие государства в последние годы надеются
уменьшить зависимость Европы от США в области безопасности, а также
содействуют строительству общей
системы обороны на уровне ЕС, но они не достигли больших результатов в
связи с рядом факторов. После вступления в силу Лиссабонского договора в
декабре 2009 года общая оборона не могла стать приоритетом в работе ЕС.

Чтобы в определенном степени избавиться от контроля США над
вопросами европейской безопасности, Франция, Германия и другие страны
начали отказываться от ЕС, сохраняя благоприятные торгово-экономические
связи с Россией путем многосторонних и двухсторонних механизмов и
стремясь вовлечь ее в дела европейской безопасности для сдерживания
Вашингтона.

19 октября главы Франции, Германии и России провели саммит во
французском городе Дорвиль и выразили готовность предпринять «единые
шаги» в международных делах. Президент Франции Николя Саркози и канцлер
Германии Ангела Меркель открыто заявили, что Россия, Франция и Германия в
основном занимают одинаковые позиции, поэтому они поддерживают развитие
ЕС и НАТО партнерства с Россией. Наряду с этим Россия также надеется
использовать разногласия внутри НАТО для повышения своего влияния.

Проведенная в Дорвиле встреча вызвала недовольство со стороны США.
После этого Вашингтон стал проявлять большую бдительность по отношению к
действиям Франции и Германии, которые идут своей дорогой в вопросе
европейской безопасности.
Однако скрытая борьба Франции и Германии с США не получила поддержку со
стороны всех европейских стран, входящих в НАТО. По историческим и
актуальным причинам восточноевропейские государства осторожно относятся к
России.

Кроме этого, некоторые европейские страны выразили озабоченность в
связи с ведущей ролью Франции и Германии в вопросе обеспечения
европейской безопасности, поскольку они надеются, что США все же
сохранят свое влияние. То, что страны-участницы НАТО преследуют разные
интересы, также осложняет вопрос европейской безопасности.

Исходя из приведенных материалов можно сделать вывод, что:

1. Отношения между НАТО и Россией улучшились;

2. Основные разногласия остаются неразрешенными;

3. Страны НАТО продолжают скрытую борьбу за доминантное право в
вопросах безопасности.

ИАП «Экономическая Безопасность»