20 лет назад Санкт-Петербург был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Документы

12 декабря 1990 года, на 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО , в канадском городе Банфе, объект «Санкт-Петербург (исторический центр Ленинграда) с окрестностями» было решено включить в Список всемирного наследия под № 540, с названием «Исторический центр Ленинграда и связанные с ним комплексы памятников» («Historic Centre of Leningrad and related groups of monuments»). ИА REGNUM сегодня, 13 декабря, публикует целиком документы, связанные с этим событием:

Удостоверение о внесении Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия

Международный совет по памятникам и достопримечательным местам

Список всемирного наследия

№540

Кандидат: Санкт-Петербург (исторический центр Ленинграда) с окрестностями.

Размещение: регион Ленинграда.

Страна: СССР.

Дата: 17 октября, 1989.

Рекомендация ИКОМОС

Это культурное достояние может быть включено в Список всемирного наследия на основе критериев I, II, IV, VI.

Обоснование

Включение Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним.

После взятия шведской крепости Нотебург в начале Северной войны и основания Петропавловской (1703) и Кроншлотской (1704) крепостей, включенных в великие (замечательные) городские творения XVIII в., началось строительство Санкт-Петербурга — столицы Петра Великого , символа России, ставшей хозяйкой Балтики после победы под Полтавой (1709), получившей свободный выход на Запад.

Ценой колоссального принудительного труда русских рабочих и солдат, шведских и турецких военнопленных, финских и эстонских рабочих неприветливое побережье превратилось в великолепный город с дворцами, церквами, монастырями и двухэтажными каменными домами, вписывающимися в проект города, сделанный французом Александром Леблоном, который был завершен полностью менее чем за 20 лет. В 1724 г. Санкт-Петербург, который тогда уже превосходил Москву, насчитывал 75 тыс. жителей.

Начиная с царствования Петра I постепенно были построены сети каналов, улиц, набережных. В 1738 г. Невская перспектива стала важной городской осью, пересекающей город с востока на запад. При императрица Анне Иоанновне (1730-1740), Елизавете Петровне (1741-1762), Екатерине II Великой (1976-1796) городской ландшафт Санкт-Петербурга приобретает монументальную роскошь, которая обеспечивает мировую славу «Северной Венеции». Городские постройки архитекторов Растрелли, Ринальди, Кваренги, Камерона, Вален-Деламота соперничали своей дерзостью и роскошью с дворцами, монастырями, императорскими и княжескими пригородными резиденциями — Петродворцом, Ораниенбаумом, Царским Селом, Павловском, Гатчиной и др.

При Павле I (который приказал построить Михайловский замок) и главным образом при Александре I (1801-1825) импульс, заданный создателем города, нашел свое
2ef3
продолжение в изумительных монументальных творениях, представленных дворцами и театрами Карла Росси , созданной им же замечательной площадью Искусств, церковью Казанской Божьей Матери Воронихина (1801-1811), Исаакиевским собором (1819-1858) Огюста де Монферрана и его помощников Василия Стасова, Абрама Мельникова, Александра и Андрея Михайловых .

В истории градостроительства Санкт-Петербург, несомненно, является единственным примером огромного проекта, сохранившего свою логическую завершенность, несмотря на быструю смену стилей, считающихся противоречивыми: противоречит пышный стиль барокко церкви Вознесения, начатой Растрелли в 1748 г. и завершенной Василием Стасовым в 1835 г., изящному неоклассицизму Таврического дворца.

На Дворцовой площади изумительная архитектура Зимнего дворца, где Растрелли дал свободу своему воображению, создает фон безупречной Александровской колонне, построенной в 1830-1834 гг. Огюстом де Монферраном.

Благодаря несоответствию стилей в этом широко раскинувшемся историческом центре создается впечатление величия, неподвластного времени, где грациозность памятников гармонирует со свободным пейзажем, переходящим в море. Город постоянно овевают морские бризы, он пересечен каналами, через которые перекинуто более 400 мостов. Многокрасочная, сияющая столица Балтики, Санкт-Петербург соединяет противоположные архитектурные принципы, сменяющие друг друга с 1703 г. до нашего времени, — это живые краски гипса и лепных украшений, гранита и порфира, блеск позолоты, зелень парков и сверхъестественная синева невских вод.

ИКОМОС рекомендует включение этого культурного достояния в Список всемирного наследия на основе критериев I, II, IV и VI.

Критерий I. С точки зрения городского дизайна Санкт-Петербург представляет уникальное художественной достижение, учитывая цель программы и согласование плана и скорости его выполнения. С 1703 по 1725 г. Петр I поднимал из трясин и торфяных болот свою новую столицу Санкт-Петербург в мраморе и камне, которую он хотел сделать красивейшим городом во всей Европе.

Критерий II. Большой вклад в развитие архитектурного и монументального искусства России и Финляндии в XVIII-XIX вв. внесли ансамбли, созданные такими архитекторами, как Растрелли, Вален-Деламот, Камерон, Ринальди, Захаров, Воронихин, Росси, Монферран и другие, создавшие согласованный ансамбль Санкт-Петербурга и окрестностей. Значимость столицы возросла с момента учреждения Академии наук, а затем Академии изящных искусства. Градостроительная модель Санкт-Петербурга окончательно сформировалась в период царствования Екатерины II, Александра I и Николая I и использовалась во время реконструкции Москвы (после пожара 1812 г.), а также по мере развития новых городов, таких как Одесса и Севастополь, расположенных в южной части империи.

Критерий IV. Предлагаемое культурное достояние соединяет выдающиеся образцы барокко императорских резиденций с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга — непревзойденной столицы барокко и неоклассицизма. Дворцы Петергофа и Царского Села, восстановленные после Второй мировой войны , являются наиболее значительными постройками.

Критерий VI. Санкт-Петербург был дважды непосредственно и ощутимо связан с событиями мирового значения. В период с 1703 по 1725 г. строительство Петербурга (символом которого позже стала конная статуя Петра Великого, расположенная на Сенатской площади) открыло Россию западному миру. Большевистская революция победила в Петрограде в 1917 г. (город был переименован в 1914 г.). Крейсер «Аврора» и особняк Матильды Кшесинской , позже музей Великой Октябрьской революции, расположенные в сердце Санкт-Петербурге, являются символами образования СССР.

Замечания ИКОМОС

ИКОМОС, принимая во внимание большое количество реставрационных работ, проводимых в Санкт-Петербурге, Петродворце, Павловске, Гатчине, разрешенных во время Второй мировой войны (сентябрь 1941-январь 1944 г.), одобряет попытку властей сохранить эту исключительную достопримечательность.

Однако ИКОМОС также отмечает, что Санкт-Петербург сейчас — это город с 5-миллионным населением на площади 200 кв. км. Существование огромного индустриального комплекса — наибольшего в России — делает сложной проблему гармоничного развития и сохранения города. Расширение списка исторических ценностей, включенных в номинацию, проводится в основном за счет объектов архитектурного наследия, без учета окружающей среды. Учитывая, что Генеральный план развития города и окрестностей был принят в 1987 г., было бы целесообразно установить более жесткий контроль над развитием промышленности, загрязняющей окружающую среду, с целью избежать событий, аналогичных тем, которые, например, имели место в Венеции, включенной в Список всемирного наследия в 1987 г.

ИКОМОС, апрель 1990 г.

(Выдержка из публикации: Семь чудес света. Рождение идеи и концепция Всемирного наследия. — Бюллетень.. №3(4). — 2008. — ГУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»).

Председатель российского комитета ИКОМОС в Санкт-Петербурге Сергей Горбатенко предоставил ИА REGNUM идентификационный перечень объекта из 35 основных компонентов (частично с поэлементной расшифровкой), который вошел в состав заявочного листа от Санкт-Петербурга.

Исторический центр Санкт-Петербурга, в том числе системы:

— Главного городского пространства

— Невского проспекта

— Литейной части

— Адмиралтейской части

— Васильевского острова

— Петроградской стороны

— Островов.

Историческая часть г. Кронштадта, в том числе ансамбли Адмиралтейства, Военно-морского госпиталя, городской крепости, гавани.

Кронштадтская крепость, в том числе форты в Финском заливе, Ино, Серая Лошадь, Красная Горка; свайные преграды, фарватеры и другие инженерные фортификационные сооружения.

Исторический центр Петрокрепости (Шлиссельбург).

Крепость «Орешек».

Дворцово-парковый ансамбль и исторический центр Пушкина.

Дворцово-парковые ансамбль и исторический центр Павловска.

Ансамбль Пулковской обсерватории.

Дворцово-парковый ансамбль Ропши.

Дворцово-парковый ансамбль Гостилиц.

Дворцово-парковый ансамбль Тайцы.

Дворцово-парковый ансамбль и исторический центр Гатчины.

Ансамбль Троице-Сергиевой пустыни.

Дворцово-парковый ансамбль Михайловка.

Дворцово-парковый ансамбль Знаменка.

Дворцово-парковый ансамбль и исторический центр Петродворца.

Дворцово-парковый ансамбль Собственной дачи.

Дворцово-парковый ансамбль Стрельны.

Дворцово-парковый ансамбль Сергиевка.

Дворцово-парковые ансамбль и исторический центр Ломоносова.

Павлово — Колтуши.

Ансамбль усадьбы Зиновьевых (Невский лесопарк).

Ансамбль усадьбы Шуваловых.

Ансамбль усадьбы Вяземских «Осиновая роща».

Сестрорецкий Разлив, оружейный завод. Парк «Дубки».

Усадьба Репина «Пенаты».

Комаровское поселковое кладбище.

Линдуловская роща.

Река Нева с берегами и набережными.

Ижорский уступ (глинт).

Дудергофские высоты.

Колтушская возвышенность.

Юкковская возвышенность.

Дороги:

— Московская дорога

— Киевское шоссе

— железная дорога Ленинград — Павловск

— шоссе Пушкин — Гатчина

— Волхонское шоссе

— Таллинское шоссе

— Петергофское шоссе

— Ропшинское шоссе

— Гостилицкое шоссе

— Приморское шоссе

— Колтушское шоссе

Фарватеры:

Морской канал

Петровский фарватер

Кронштадтский фарватер

Зеленогорский фарватер.